Warning: Declaration of YOOtheme\Theme\Wordpress\MenuWalker::walk($elements, $max_depth) should be compatible with Walker::walk($elements, $max_depth, ...$args) in /var/www/u1111346/data/www/ejusto.ru/wp-content/themes/yootheme/vendor/yootheme/theme-wordpress/src/MenuWalker.php on line 8

Учебная программа

Гончарова Евгения Сергеевна,  ассистент

 ПРОГРАММА  «Фитотерапия»

Программа  «Фитотерапия»  разработана для изучения активных веществ, содержащихся в растениях и растительном сырье, их воздействия на живые организмы и организм человека. В программе объединены и систематизированы знания и практический опыт Российских и зарубежных фитотерапевтических школ.

Цель: применение фитотерапии в лечебной, оздоровительной, профилактической и реабилитационной практике. Донести до слушателя основные принципы использования растительных действующих веществ, культивирование, правила сбора и хранения растений и растительного сырья в соответствии с международным и российским законодательством, схемы использования во всех сферах жизнедеятельности, научить слушателя использовать фитотерапию как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Категория слушателей:

  1. Сотрудники оздоровительных учреждений (санатории, пансионаты, курорты), использующих немедикаментозные методы лечения и реабилитации, медработники, специалисты индустрии красоты (косметологи, массажисты, спа – технологи).
  2. Лица без специального образования, но заинтересованные в домашней фитотерапии.

Особая подготовка не требуется. Программа рассчитана как на практикующих специалистов и медработников, использующих фитотерапию, так и на любого человека, желающего изучить свойства действующих веществ растений и их воздействие на человека (животных).

Материалы для обучения: для обучения расходные материалы предоставляет преподаватель, коллекция из 30 готовых к использованию видов растений, 10 образцов основных видов растительных препаратов (настои, настойки, отвары, болюсы, гранулы, жировые растворы), методические материалы как на бумажном носителе (для работы на занятиях), так и в электронном виде для дальнейшего использования в своей практике

Количество часов : _150_ академических часа., _2_ блоками по _75_ часа _5_ дней в неделю с перерывом _1_неделю для усвоения полученной информации , время с _10_- _18_ часов

Количество участников :10 -12 человек.

 

                       

План обучения

Блок 1

Занятие 1. «Основные понятия и обозначения в фитотерапии.  Различия в систематике активных и действующих веществ российской, европейской и восточных школ.»

1.1 Происхождение лекарственных средств. Понятие действующего вещества. Понятие активного и действующего вещества. Классификация активных веществ растений. Государственная фармакопея

1.2.Понятия и определения растительных препаратов и косметических средств, отличие лекарственных препаратов и косметических средств. Классификация растительного сырья по качеству и количеству действующих веществ.

1.3.Отличие строения активных веществ растительного происхождения и действия на живые организмы от синтетических. Принципы воздействия растительных ДВ на живые организмы (понятие наружнее, внутреннее)

1.4. Водорастворимые и нерастворимые в воде действующие вещества (далее по тексту ДВ).

1.5. Содержание ДВ в дикорастущих растениях. Российские и международные правовые акты и законы, регламентирующие сбор дикоростов. Методы  рекультивации дикоростов, причины неудач при попытке окультуривания дикорастущих растений.

1.6. Методы выделения очищенных ДВ из растительного сырья (растворение, экстракция, возгонка). Ферментация растительного сырья .

1.7. Краткое описание строения растений и обозначения частей и органоидов. Содержание в ДВ в различных частях растений.

1.8. Виды введения растительных ДВ в организм человека и животных (ингаляции, закапывание на слизистые, нанесение на кожные и волосяной покровы, приём во внутрь и т.д.)

1.9. Показания и противопоказания к фитотерапии.

1.10 Техника безопасности при сборе, хранении и переработке растительного сырья и полученных из него форм (требование к таре, маркировке, условиям хранения)

 

Занятие 2. «Активные вещества растений, употребляемых в пищу».

1.1. Генетические основы взаимодействия с окружающим миром, роль органов чувств. Понятие здоровья. Биогеоценозное влияние на параметры здоровья (пища, вода, состав почвы, климатическая зона, экологические условия)

1.2. Содержание АВ и ДВ в растениях, употребляемых в пищу. Термическая обработка растений при употреблении в пищу. Экологические аспекты культивирования употребляемых в пищу растений.

1.3. Классификация активных и действующих веществ (АВ, ДВ) — алкалоиды, гликозиды, полисахариды, эфирные масла, органические кислоты, антибиотики, витамины, химические элементы, дубильные вещества, пигменты, аминокислоты, смолы, жирные масла, эфирные масла.

1.4. Виды лечебного питания, использующие свойства растений. Происхождение специй, АВ и ДВ, содержащиеся в специях.

                                           

Занятие 3. «Правила применения АВ и ДВ растений. Краткое понятие о болезни, патологии, различных физиологических состояниях человека».

1.1.Классификация лекарственных растений по европейской, славянской, восточной школе. Универсальное обозначение (правила чтения латинских названий).

1.2.Физиологические состояния организма человека. Зависимость дозировки АВ и ДВ от скорости обмена веществ при различных физиологических состояниях.

1.3. Определение патологии. Понятие диагноза. Вещества синергисты и антагонисты. Несовместимость некоторых лекарственных препаратов с ДВ растений. Обмен веществ и особенности дозировок АВ и ДВ растений при различных патологиях и болезнях.

1.5. Правила назначений фитотерапии в зависимости от генетических особенностей организма человека и животных в различных климатических зонах.

1.4.Законодательство в области фитонадзора в Российской Федерации.

 

Занятие 4. «Виды растительного сырья. Правила сбора, обработки и хранения сырья растительного происхождения »

1.1. Основные принципы заготовки  растительного сырья. Календарь сбора растений и их частей (древесных растений и кустарников, плодов, ягод, шишек, трав, клубней, луковиц, корневищ, корней, корнеклубнеплодов.)

1.2. Сбор, обработка, хранение коры, веток, побегов, древесных смол.

1.3. Заготовка листьев и почек древесных растений.

1.4. Классификация соцветий. Правила сбора, обработки, хранения соцветий.

1.5. Заготовка трав. Правила сбора, обработки, хранения трав

1.6. Сбор корневищ, клубней, корней, корнеклубнеплодов, луковиц. Обработка и хранение сырья извлеченного из почвы.

1.7. Органолептическая оценка собранного сырья.

 

Занятие 5. «Формы препаратов из растительного сырья. Определение ферментации»

 1.1.Ферметация трав, листьев соцветий. Понятие о частичной и полной ферментации. Подготовка к ферментированию. Биологические основы ферментации. Оценка качества ферментированного сырья.

1.2. Водные растворы. Правила и основные принцины приготовления настоев, отваров, чая, водных экстрактов. Применение солевых растворов.

1.3 Масляные растворы, отжим масел. Приготовление эмульсий. Молочные настои и отвары.

1.4. Приготовление эмульсий. Молочные настои и отвары.

1.5. Использование цельных и ферментированных трав, растительного сырья в твердых формах (таблетках, болюсах, гранулах)

1.6. Спиртовые растворы и их приготовление из различных типов растительного сырья. Вытяжки, экстракты, настойки.

1.7.Определение сиропов. Подготовка растений к приготовлению сиропов.

1.8. Понятие об эфирные вытяжках и маслах. Способы возгонки в домашних условиях

1.9. Правила применения различных форм растительных препаратов. Женские и мужские травы. Принцип создания травяных сборов на основе синергии АВ и ДВ

 

Занятие 6. «Лечение органов дыхательной системы»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Простудные заболевания и ОРВИ верхних дыхательных путей. Травы и растения с большим содержанием эфирных масел, бактерицидных веществ, алкалоидов произрастающих и культивируемых на территории РФ

1.1.1. Культивируемые – редька черная, анис, базилик, мелисса, чеснок, лук, малина, смородина

1.1.2. Дикоросы –шалфеи мускатный полевой, эвкалипт, мелалеука, пихта, сосна , кедр, камфорное дерево, крапива двудомная, липа, ольха, ива остролистная, полынь степная, тысячелистник, зверобой продырявленный, тимьян, душица, лавр, вишня, девясил, родиола розовая

1.2. Воспалительные процессы бронхов и легких. Отхаркивающие растительные составы.

1.2.1. Культивируемые –малина, редька, виноград(изюм)

1.2.2. Дикоросы – термопсис, корень солодки, алтей, аир болотный, шалфей мускатный, кедр, камфорное дерево, тимьян душистый, зверобой продырявленный, ипекакуана, багульник, синюха, укроп душистый, фенхель

 

Занятие 7. «Лечение органов пищеварения»

1.1. Практика: оценка сбора в соотвествии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Желудочные сборы.

1.1.1. Культивируемые – сельдерей, гранат, лимон, вишня, анис, базилик, укроп душистый, фехель.

1.1.2. Дикоросы – дуб, ольха, ива остролистная, кровохлебка, калган(лапчатка желтая), полынь степная, тысячелистник, подорожник, репейник, крапива двудомная, донник белый, одуванчик

1.2..Кишечные сборы при диареях и язвенных процессах

1.1.1. Культивируемые – лаванда, розмарин, лавр, перец душистый, перец черный, гранат, лимон, апельсин, помело, грейпфрут, анис, базилик, укроп душистый, фенхель, спаржа, свёкла красная.

1.1.2. Дикоросы – дуб, ольха, ива остролистная, кровохлебка, калган(лапчатка желтая), таволга, полынь степная, тысячелистник, крапива двудомная, донник желтый, одуванчик, календула, эвкалипт, мирт

1.3. нормализация работы поджелудочой железы

1.1.1. Культивируемые – сельдерей, кинза, петрушка, лимон, яблоко, анис, корица, куркума, тмин, зира, базилик, укроп душистый, фенхель, перец чили, черный перец, красный перец, календула

1.1.2. Дикоросы – горец птичий (спорыш), расторопша, калган(лапчатка желтая), лапчатка белая, таволга, софора, полынь степная, тысячелистник, подорожник, корень репейника, двудомная, донник желтый

1.4. печеночные сборы

1.1.1. Культивируемые – бадан, кинза, сельдерей, гранат, цитрусовые, календула вишня, анис, базилик, укроп душистый(семя), лен, орехи, фенхель, мята перечная, кукуруза (столбики с рыльцами)

1.1.2. Дикоросы – расторопша, ольха, ива остролистная, пихта, репейник, спорыш, калган(лапчатка желтая), полынь степная, тысячелистник, подорожник, зверобой, крапива двудомная, одуванчик пижмы цветки; душицы трава, аира корневища; бессмертника песчаного цветки, золототысячник.

 

Блок 2.

Занятие 8. «Лечение органов выделения»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Почечные чаи и мочегонные сборы.

1.1.1. Культивируемые – семя льна, морковь, свекла красная, розмарин, майоран, перец черный, перец жгучий, бадан, кинза, цитрусовые, календула, анис, базилик, укроп душистый(семя), фенхель, мята перечная, кукуруза (столбики с рыльцами)

1.1.2. Дикоросы – эрва шерстистая, толокнянка, брусника, клюква, рябина, липа береза, ольха, сосна европейская, кедр, пихта, калган(лапчатка желтая), полынь степная, тысячелистник, подорожник, зверобой, крапива двудомная, одуванчик пижмы цветки; березовые листья или почки; плоды можжевельника; ортосифон тычиночный; хвощ полевой.

 

Занятие 9.  «Лечение сердечно-сосудистой системы»

1.1. Практика: оценка сбора в соотвествии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Сердечные сборы, гипертонические сборы, гипотонические сборы.

1.1.1. Культивируемые –пион, мята перечная, лаванда, розмарин, базилик, перец черный, перец красный, лавр, куркума, бадан, кинза, сельдерей, гранат, яблоко, абрикос, виноград, вишня, анис, базилик, укроп пахучий.

1.1.2. Дикоросы –наперстянка, цикорий, рябина, калина, боярышник, шиповник, валериана, пустырник, береза, ольха, можжевельник, спорыш, калган(лапчатка желтая), лапчатка белая, таволга, тысячелистник, подорожник, репейник, зверобой, крапива двудомная, душицы трава, аира корневища; бессмертника песчаного цветки, золототысячника трава;

                    

Занятие 10. «Лечение нервной системы»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Противоотечные и седативные сборы..

1.1.1. Культивируемые –жасмин, пион, мята перечная, лаванда, розмарин, базилик, перец черный, куркума, бадан, кинза, сельдерей, абрикос, анис, базилик, укроп пахучий, баклажан.

1.1.2. Дикоросы –ромашка аптечная, наперстянка, цикорий, рябина, калина, боярышник, шиповник, валериана, пустырник, лапчатка белая, таволга, тысячелистник, подорожник, репейник, зверобой, крапива двудомная, душицы трава, аира корневища;

1.2. Сборы для сохранения зрения. Очанка голубая, черника, белая лапчатка, таволга, ламинария, водоросли бдо.

                   

Занятие 11. «Лечение и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Сборы для укрепления костей, сухожилий, мышц. Изготовление настоек и мазей для наружного применения

1.1.1. Культивируемые – сирень европейская, василек садовый, морковь, свекла красная, лаванда, розмарин, базилик, перец черный, перец красный, лавр, петрушка, кинза, сельдерей, гранат, яблоко, абрикос, виноград, вишня, анис, базилик, укроп пахучий, фенхель, чечевица, нут, фасоль.

1.1.2. Дикоросы –репейник, подорожник, рябина, барбарис, шиповник, сосна, пихты, лиственница, кедр, дуб, каштан, береза, ольха, можжевельник, сныть, калган(лапчатка желтая), лапчатка белая, таволга, тысячелистник, зверобой, крапива двудомная, душицы трава, аира корневища; бессмертник песчаный, расторопша.

 

Занятие 12. «Женское здоровье»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Гинекологические сборы

1.1.1. Культивируемые – чечевица, нут, фасоль, календула, мята перечная, лаванда, розмарин, роза, жасмин, имбирь, эстрагон, лавр, куркума, кинза, петрушка, гранат, яблоко, абрикос, виноград, вишня, анис, базилик, укроп пахучий.

1.1.2. Дикоросы –боровая матка, красная щетка, пижма, цикорий, рябина, калина,  шиповник, валериана, пустырник, ромашка аптечная, софора, береза, ольха, можжевельник, лапчатка белая, таволга, тысячелистник, полынь степная, мать-и мачеха, брусника, репейник, крапива двудомная, душицы трава, бессмертник песчаный цветки, золототысячник.

 

Занятие 13. « Мужское здоровье»

1.1. Практика: оценка сбора в соответствии с физиологическим состоянием, возрастом, диагнозом. Сборы для лечения воспалительных процессов и устранения дисфункции.

1.1.1. Культивируемые – майоран, розмарин, пион, базилик, перец черный, перец красный, лавр, куркума, бадан, анис, сельдерей, гранат, абрикос, виноград, фенхель, укроп пахучий, лен, тыква, морковь, баклажан.

1.1.2. Дикоросы –ятрышник, жень-шень, эрва шерстистая, толокнянка, каштан, цикорий, брусника, клюква, голубика, жимолость, багульник, мать-и мачеха, берёза, дуб, кедр, калина, черноплодная рябина, боярышник, шиповник, пустырник, можжевельник, спорыш, калган(лапчатка желтая), лапчатка белая, таволга, тысячелистник, подорожник, репейник, зверобой, крапива двудомная, аир, бессмертник песчаный, золототысячник, алоэ.

 

Занятие 14. «Красота и здоровье. Укрепление иммунной системы, сохранение молодости, активное долголетие. Оздоровление и лечение кожи и ее производных (волосы ногти)

Растительная косметика.»

1.1. Практика: травяные чаи, побор индивидуальных укрепляющих и омолаживающих сборов. Приготовление масок и кремов из растительного сырья.

1.1.1. Травяные чаи. Принцип применения фитопрофилактики.

1.1.2 Подбор основы под очистительные и питательные маски.  Подбор основы для омолаживающих кремов и мазей.

1.2. Приготовление мазей бактерицидного действия для лечения угревой сыпи, септических, грибковых поражений кожи.

1.3. Растения стимуляторы и области их применения (жень-шень, элеуторокок, строфанта, камфора, родиола розовая, ятрышник, алоэ, каланхоэ, водоросли (спирулина, хлорелла, бдо)