Комплаенс


Одной из актуальных проблем профессионального образования является отсутствие соответствия теории и практики: зачастую, в ВУЗах не преподают то, что требуют на работе. При этом программа образования значительно отстает от реальных потребностей и запросов рынка труда и работодателей. Конкурентная борьба, запросы общества, требования регулирующих органов, развитие технологий, глобализация и международное сотрудничество – все эти факторы обуславливают появление новых профессий, однако найти специалистов на эти места – очень проблематично, так как нет подготовленных кадров.

Одной из таких профессий, которая востребована в мире, и также становится актуальной в России, является комплаенс-менеджер. Опытные специалисты в этой сфере высоко ценятся на рынке занятости и активно привлекаются крупными компаниями. Но в нашей стране таких экспертов очень мало.

Комплаенс в российском бизнесе – относительно новое направление, однако прогрессивно развивающееся и уже закрепленное на законодательном уровне.

Что такое комплаенс?

Формально – это соблюдение требований применимого к организации законодательства. На практике комплаенс приобретает более широкий смысл – этичное ведение бизнеса. Однако, как определить эти требования, как обеспечить их соблюдение и как соотносятся этические принципы с требованиями законодательства? Этими вопросами занимается функция комплаенс.

В Россию комплаенс пришел вместе с иностранными компаниями. Комплаенс (compliance) – это английское слово, но оно уже признано официальным термином в русском языке. Первыми в России комплаенс стали внедрять кредитные организации и финансовые институты в целях соблюдения требований законодательства противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. В настоящее время одним из основных комплаенс-направлений в мире является антикоррупция, причем как в коммерческом, так и в государственном секторе. В России постепенно совершенствуется антикоррупционное законодательство, перенимаются и внедряются западные практики.

По сути, функцию комплаенс в организации можно определить как часть системы корпоративного управления, составляющую системы внутреннего контроля, а точнее – элемент системы управления рисками. Комплаенс занимается минимизацией риска, реализация которого может привести к существенным финансовым потерям для компании в результате применения штрафных санкций за несоблюдение применимого законодательства и нанести серьезный репутационный ущерб. Комплаенс способствует достижению стратегических целей для организации:

· обеспечение инвестиционной привлекательности компании,

· защита интересов акционеров,

· защита сотрудников и руководства от привлечения к ответственности,

· предотвращение утраты доверия к компании и сохранения ее деловой репутации.

Именно репутация сегодня является очень существенным фактором успешного ведения бизнеса, особенно для крупных публичных компаний. Корпорации мирового уровня предъявляют повышенные требования к своим партнерам и контрагентам. Прежде чем вступить в деловые отношения, убеждаются в их добросовестности, надежности, соблюдении общепризнанных стандартов ведения этичного бизнеса. Это уже касается и компаний среднего и малого бизнеса, которые стремятся также соответствовать таким стандартам, чтобы сотрудничать с крупными компаниями.

Об авторе

Снежко (Тюрюканова) Светлана Валерьевна – ведущий комплаенс-менеджер одного из крупнейших телеком-операторов России, имеет пятилетний опыт работы в комплаенсе в крупных холдинговых компаниях, в том числе построение и внедрение системы комплаенс в соответствии с международными стандартами, координирование различных комплаенс-программ, в частности, специализируется в области антикоррупционного комплаенса. Среди работодателей: АО «Ситибанк», АО «Банк Интеза», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон».

Сфера профессиональных интересов: корпоративная социальная ответственность, факторы устойчивого развития, нефинансовая отчетность.

Светлана Валерьевна является автором ряда научных статей, включая по теме комплаенс в зарубежных периодических изданиях, автор научного исследования «Комлпаенс: обязательство или преимущество? Комплаенс в отчетах устойчивого развития», посвященного вопросу раскрытия информации о функции комплаенс крупнейшими мировыми компаниями в нефинансовой отчетности. Исследования проводилось при Государственном Стамбульском Босфорском Университете.

Светлана Валерьевна, кандидат социологических наук, закончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности Государственное и муниципальное управление с отличием, сертифицированный специалист в области комплаенс, имеет диплом Международной Комплаенс Ассоциации (International Compliance Association) Int. Dip (comp).